Мистика Ближнего Востока в ювелирных украшениях

Дизайнеры, работающие в Турции, Ливане и Египте, рассказывают свои истории о драгоценных камнях, которые впитывают в себя романтику Востока.

Севан Бичакчи, мастер из Стамбула, использует стилистические коды Османской империи в своем ювелирном искусстве: от резьбы по камню, гравировки, миниатюрной живописи до мозаики и каллиграфии. Это мир султанов, мифологических существ, тюльпанов, гранатов и натюрмортов — но, прежде всего, видений любимого Стамбула с его куполами, мечетями и минаретами, чайками над Босфором. Отличительный многослойный стиль драгоценных камней Бичакчи – это его способ охватить многочисленные исторические и культурные слои турецкого общества, объясняет он. «Расположение Стамбула на пересечении Шелкового пути и восточного Средиземноморья на протяжении веков привлекало людей со всех концов света. Для меня важнее всего сосуществование, я вижу особую красоту в исторической роли Малой Азии как плавильного котла цивилизаций».

К волне независимых дизайнеров-ювелиров присоединяется также Арман Сучиян, который, как и Бичакчи, в подростковом возрасте обучался ювелирному делу на Большом базаре в Стамбуле. Он также опирается на многослойное культурное наследие города, которое он носит с собой «как путевые заметки моего творческого путешествия». Для своей последней коллекции Odyssey он придумал свою фантастическую версию Кибелы, как фигуры, которая принимает форму мифологических птиц, стилизуя ее крылья и динамизм полета в абстрактные формы. Его видение также формировалось воспоминаниями о западных автомобилях середины века, которые «кружили по старым мощеным улицам Стамбула, как качающиеся галеоны или старинные космические корабли, часто переправляя пассажиров в Индию по тропе хиппи».

Прекрасная Эче Сирин, жительница Стамбула, основавшая свою марку украшений священного символа Bee Goddess по раннему анатолийскому представлению о богине и вечной женственности, только что открыла свой первый лондонский бутик на Уолтон-стрит, где она представляет свои творения, угощая покупателей турецким кофе и устраивая тренинги.

Тем временем стамбульский дизайнер Аида Бергсен использует знаменитое традиционное ремесленное мастерство горожан: работу с золотом, лепку, гравировку и ручную вышивку, чтобы интерпретировать древние темы в ее собственном скульптурном, чувственном современном стиле. В фирменной коллекции «Кружева», в которой используется турецкий текстиль, она использует техники обработки золота, чтобы создать игру света и тени, символизирующую тайны Стамбула.

В Каире Азза Фахми основала свой бутик в 1960-х годах, переработав арабскую каллиграфию и символы для передачи духовных посланий, поэзии и ритуалов, заложенные в египетском наследии. Сегодня к ней присоединились две ее дочери – главный дизайнер Амина Гали и управляющий директор Фатма Гали. Они представляют свежие темы и дизайны, которые охватывают более широкую, культурно любознательную и следящую за модой клиентуру, состоящую, по словам Гали, из «граждан мира». В этом сезоне коллекция Mamluk посвящена Каиру и средневековой эпохе, золотому веку исламского искусства, науки, литературы и архитектуры. Фахми и Гали перевели узоры, геометрию, арабески и звезды, а также кустарные приемы, используемые для текстильных и металлических изделий, на их фирменное сочетание серебряных и 18-каратных золотых пластинок с цветными драгоценными камнями.

История Ливана в области торговли ювелирными изделиями и драгоценными камнями – и его место в сердце Османской империи – также породила новое динамичное дизайнерское движение. Дизайнер-ювелир Нур Фарес, которая описывает себя как «культурный кочевник», объясняет, что ее семейные связи с Бейрутом подтолкнули ее «к неизвестности, создав небольшую тайну и мистику» в ее дизайнерских работах. Ее коллекции Superlunary, Prana и Padma соединяют и замысловатые геометрические узоры ближневосточной архитектуры, и традиционные ремесленные навыки, и цифровые технологии.

Селим Музаннар – потомственный ювелир, предки которого создавали дизайн для османского двора в 19 веке.Он до сих пор живет в семейном доме, который с любовью отреставрировал, в старом районе Ашрафия. Музаннар, активист и самоуверенный неудержимый оптимист, любит «противопоставлять прошлое настоящему», чтобы создать образ «наследия в вечном движении». По его словам, его стиль — это сплав османского богатства, восточной культуры и архитектуры в стиле ар-деко. Коллекции Mille et Une Nuits и Beirut придают классическим оттоманским ювелирным изделиям современный вид.

Архитектор и дизайнер Дина Камаль, еще одна уроженка Бейрута, переносит османскую тематику на решительно модернистскую территорию. Она красноречиво говорит о противоречиях мужского и женского начала, о хаосе и порядке, и видит драгоценные камни как средства самосовершенствования. Камаль начала свое путешествие в ювелирном мире с кольца-печатки, как существенного выражения личной идентичности. «Мой интерес – это контекст, – объясняет она. – Ювелирные украшения носят на теле, и меня интересует, как они воздействует на нас, как они могут изменить наше душевное состояние».

Более подробную информацию можно найти на сайте https://howtospendit.ft.com/watches-jewellery/207649-jewellery-with-middle-eastern-mystique