Ювелирные изделия, созданные Сальвадором Дали, в наши дни являются весьма популярными на аукционах и в музеях.
«Мое искусство охватывает физику, математику, архитектуру, ядерную науку – психоядерную, мистико-ядерную – и ювелирные изделия, а не только рисование, – написал Дали в каталоге Dalí: A Study of his Art-in-Jewels. – Мои украшения – это протест против акцента на стоимости материалов при изготовлении ювелирных изделий.
Моя цель – показать ювелирное искусство в истинной перспективе, где дизайн и мастерство должны быть оценены выше материальной ценности драгоценных камней, как во времена Ренессанса».
Дали создавал дизайн украшений, но не имел ничего общего с мастерством изготовления своих драгоценностей. Как и большинство современных художников, экспериментировавших с ювелирными изделиями, он полагался в этом на других, в частности на ювелира из Нью-Йорка Карлоса Алемани.
При этом Дали лично выбирал камни: рубины для обозначения энергии, сапфиры – спокойствия и лазуриты – подсознания. Его ранние попытки привели к поразительным, украшенным драгоценностями вариантам его сюрреалистических картин: сердца распахиваются, капает кровь, глаза плачут и тают, чувственные губы.
В начале 1970-х годов Соннабенд помогала создать спрос на созданные художниками ювелирные изделия. Она продавала украшения известных художников, включая Пикассо, в манхэттенской галерее Sculpture to Wear. Дали был одним из художников, с творениями которых она не хотела работать. «Мир был наводнен фальшивыми украшениями от Дали», – сказала она.
«Ювелирные изделия Дали – неоднозначная вещь, – сказала Джоан Соннабенд в 2000 году. – Его необычные ранние украшения редки, и их трудно найти».
К моменту публикации каталога для Фонда Оуэна Читема в 1959 году Дали был успешным дизайнером ювелирных изделий. «Хотя многие драгоценности Дали понравятся лишь самым пресыщенным ценителям, некоторые из них поражают нотой, которая не характерна для таких дорогих предметов. Они будто взрываются в агонии», – писал в предисловии к Crystals pierce; rubies bleed А. Хаятт Мейджор, тогдашний хранитель гравюр в Метрополитен-музее.
Поэты всех времен и народов пишут о рубиновых губах и зубах, похожих на жемчуг
Сальвадор Дали (фото любезно предоставлено галереей Primavera)
Прежде чем Дали начал создавать свои собственные роскошные украшения, он оказал влияние на авангардную моду и бижутерию. Эльза Скиаперелли была большой поклонницей Дали и сюрреалистического движения, и это заметно повлияло на ее собственные проекты 1930-х и 1940-х годов.
Скиапарелли заказала Дали самые первые украшения, в том числе его «телефонные» серьги. В этот период он создал брошь в виде сердца, истекающего рубиновой кровью, и часы с тающим глазом.
Человек не может убежать от времени или изменить его. Глаз видит настоящее и будущее
Сальвадор Дали
Сказочные украшения Дали середины века всегда продавались по хорошей цене, и их стоимость растет. Его поздние работы привлекают повышенное внимание. (До недавнего времени большая часть того, что Дали создал после 1940 года, подвергалось критике.) В 1995 году произведение Дали Starfish с неподписанным рисунком было продано на Christies за 170 000 долларов. Два года спустя музей Дали в Фигерасе (Испания) открыл постоянную выставку его украшений.
Акварельный эскиз с автографом Дали из серии Etoile de Mer был продан в 2009 году на Christie’s за 47 500 долларов США (начальная цена – 10 000–15 000 долларов США). Комплект броши и серег с кровоточащим сердцем, инкрустированных рубинами и бриллиантами (на фото вверху справа), был оценен в 200000 долларов на Sotheby’s в 2006 году.
Источник информационного материала и иллюстраций https://thejewelryloupe.com/salvador-dali-bejeweled-surrealism/