Шедевры Карла Фаберже помимо ювелирных яиц
Фотограф: Анна Василевска, pexels.com

История дома Фаберже началась в середине 19 века, когда Густавом Фаберже была открыта первая ювелирная мастерская. Дело своего отца продолжил сын Карл, который специально обучался ювелирному делу в Европе и в довольно молодом возрасте (24 года) возглавил семейное предприятие.

Ассортимент знаменитого дома Фаберже

Russian peasant girl, Peter Carl Fabergé; metmuseum.org

При упоминании фамилии Фаберже у многих возникает стойкая ассоциация с великолепными драгоценными пасхальными яйцами, которые и прославили эту знаменитую торговую марку. Только для русской императорской семьи их было создано более 50 штук. Шедевры ювелирного искусства были оригинальными и очень непростыми. Скрывающиеся внутри какие-нибудь сюрпризы приводили в неописуемый восторг монарших особ.

Однако известный во всем мире дом Фаберже изготавливал не только фантазийные яйца, но и массу других, вполне обыкновенных, хотя и очень дорогих изделий. Простому обывателю искусные вещицы из драгоценных металлов и натуральных самоцветов были недоступны. Это поистине предметы роскоши, хотя подчас и весьма функциональные.

Посуда

Чайных сервизов, серебряных столовых приборов, ваз, стопок, кувшинов, подносов, кофейников, сахарниц, сливочников и прочей посуды было создано чрезвычайно много, особенно в начале карьеры Карла Фаберже. Эти предметы были не только красивыми и эстетически привлекательными, дорогими и подчеркивающими статус владельца, но и функциональными. Особенную популярность приобрело столовое серебро, которое было принято преподносить в качестве подарка к знаменательным датам.

Kovsh, Peter Carl Faberge, Russia, Moscow, (1896-1908) (California Palace of the Legion of Honor — San Francisco); picryl.com

Обладать такими драгоценными вещицами было очень престижно, поэтому завладеть ими стремились люди из разных слоев общества.

Мастер мог позволить себе даже некое баловство, выпуская шутливые натюрморты в виде кирпича из яшмы, на котором стоял хрустальный граненый стакан, рядом лежал кусок газеты, а также муха, рыбка из серебра и яичница с желтком из янтаря. Позже эту драгоценную композицию метко прозвали «пролетарским завтраком».

Фигурки людей

Наиболее значимыми после знаменитых императорских пасхальных яиц можно считать различные фигурки людей. Они изготавливались из поделочных и полудрагоценных камней, украшались золотом и драгоценными кристаллами: сапфирами, рубинами, бриллиантами и пр. Предназначались такие эксклюзивные изделия для самых важных клиентов, хотя изображать могли простую крестьянку в лаптях и сарафане или пляшущего мужика в кепке, подпоясанного золотым пояском.

Фигурки животных

A jeweled and enameled Fish, House of Fabergé, Russian (1842-1918), (Cleveland, USA); picryl.com

В фантазийном мире дома Фаберже особое место занимали анималистичные мотивы. Это миниатюрные фигурки животных, изготовленные из различных цветных поделочных камней: халцедона, нефрита, прозрачного хрусталя, лазурита и пр. Из изящных поделок составлялись целые коллекции, которые неустанно пополнялись. Маленькие каменные скульптуры изображали лошадей, медведей, кроликов, белок, мышей, утконосов, слонов, рыб и прочих представителей животного мира.

Другие предметы

В ювелирных магазинах можно было приобрести не только красивые интерьерные вещицы, но и множество других изделий, которые могли понадобиться для комфортной жизни тогдашнему светскому человеку. Продавались даже оптические приборы: лорнеты и театральные бинокли из золота и серебра, декорированные бриллиантами. Такими ювелирными шедеврами можно было любоваться как самостоятельным произведением искусства.

Карл Фаберже оставил огромное наследие, и оно не ограничивается знаменитыми пасхальными яйцами. Мастера дома Фаберже изготавливали практически все, что видели вокруг, но только в миниатюре.