С самого начала бижутерия – также известная как модные украшения – параллельна стилям своих более драгоценных изысканных собратьев. Позволяя растущему среднему классу доступно украшать себя, эта категория предлагала эстетически приятные, но менее дорогие дизайнерские решения.

Увлекательная мода: история бижутерии

В своей красиво иллюстрированной, наполненной фактами книге «Adorning Fashion: The History of Costume Jewellery to Modern Times» автор Deanna Farneti Cera предлагает комплексное руководство по данной теме. Будучи международным экспертом в области европейских и американских модных украшений, она следит за эволюцией этой категории украшений на протяжении трех столетий – с середины 1700-х до 1980-х годов – и описывает материалы, технологии производства и источники вдохновения, которые оказали влияние на развитие различных стилей.

Распространение изделий из недрагоценных материалов

В конце XVIII века буржуазия была «новым социальным классом, рожденным первой промышленной революцией», и ее члены «хотели получить привилегию носить украшения, которые ранее предназначались для королевской семьи и дворян». Cera объясняет: «Так как они не были достаточно богаты, чтобы позволить себе изысканные украшения, стали появляться имитационные украшения – такого же вида, но выполненные из недрагоценных материалов».

По словам Cera, эти недрагоценные украшения «задумывались с теми же моделями, цветами и техникой, которые использовались в высоких ювелирных украшениях», и в течение XIX века они постепенно «приобретали все больший и больший успех в обществе» в качестве украшений.

Поощрением этого процесса в начале ХХ века стала французский дизайнер Коко Шанель, которая заявила, «что действительно элегантными женщинами были те, кто мог смешивать различные украшения, настоящие и поддельные, подходящие для каждого случая, как это предусмотрено дресс-кодом тех дней». Это придало большую легитимность недрагоценным ювелирным изделиям. По словам автора: «Bijoux de couture начали создаваться с целью дополнить наряд, а не как символ статуса».

Культура и мода

Как и в случае с изящными украшениями, модные ювелирные тенденции отразили то, что происходило в мире в целом.

«Социально-экономические события, такие как война в Германии против Наполеона (1813-1814), спровоцировали изобретение железных украшений, – рассказывает автор. – На самом деле, прусская королевская семья, чтобы собрать средства на борьбу с Наполеоном, попросила своих подданных дам отдать золотые украшения в обмен на железные украшения. Смерть в 1861 году принца Альберта, мужа королевы Виктории, положила начало новому направлению: черные украшения как знак траура. Они обязательно должны были быть изготовлены из нетрадиционных для ювелирных изделий материалов «.

В ХХ веке бижутерия, созданная именитыми брендами, способствовала росту популярности таких украшений. Причина, объясняет Cera, заключается в том, что «успех кутюрье сегодня и в прошлом зависит от того, насколько хорошо они умеют выразить определенный, узнаваемый стиль. Украшение на платье или пальто по заказу кутюрье – это элемент, который подчеркивает его стиль и делает его еще более узнаваемым».

Простота одежды Шанель, например, «подчеркивается ее орнаментами в стиле античных музейных украшений, в основном византийских и средневековых, а также традиционными украшениями из восточных культур». Cera пишет: «Любовь Кристиана Диора к классицизму подчеркнута традиционными сюжетами его bijoux de couture, такими как цветы, ласточки, сердца, узлы и ангелы. Интерес Эльзы Скиапарелли к авангардному искусству и сюрреализму, в частности, проявляется в сюжетах, выбранных для ее модных украшений и аксессуаров в целом».

Cera считает Chanel, Versace, Dior, Gucci, Prada и Louis Vuitton «одними из самых важных современных брендов в области бижутерии». В то время как «традиционно имена мастеров и дизайнеров, которые работают на бренды, держатся в секрете и практически неизвестны публике», она указывает на «несколько имен в Париже, таких как Maison Gripoix, Robert Goossens и Stefano Poletti, которые известны широкой публике, потому что они боролись в течение долгого времени, год за годом, чтобы сделать известными свои имена».

Следующее поколение

Сегодня в проектах также учитываются экологические и практические соображения. «Самая последняя тенденция в модных украшениях – сделать украшения устойчивыми (см. Stella McCartney) и долговечными, особенно после вспышки пандемии Covid-19», – отмечает автор.

Как преподаватель, Cera была вдохновлена передать свои знания в области бижутерии следующему поколению: «Мне потребовалось пять лет, чтобы собрать материалы воедино».

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте