Свобода выбора материалов

Бамбук, стекло, алюминий – это не те материалы, которые традиционно ассоциируются с высококачественными ювелирными изделиями, но есть дизайнеры, живущие в разных уголках мира и исследующие радикальные альтернативы драгоценным металлам, к которым мы привыкли. Испытание различных материалов дает этим экспериментаторам большую творческую свободу и впечатляющие оригинальные результаты, например, реализм водяной капли, застывшей в стекле Beau Han Xu.

Итальянский ювелир Fabio Salini устанавливает жемчуг и драгоценные камни в черное углеродное волокно, а гонконгский мастер Wallace Chan провел семь лет, разрабатывая фарфор, который тверд, как гвозди, для своих оригинальных драгоценностей. А James de Givenchy из Нью-Йорка, дизайнер Taffin, постоянно работает над новыми гибридами керамики, чтобы расширить свой репертуар.

Не только золото: сталь, цирконий и железо

Дизайн – это вызов предвзятым представлениям о том, что драгоценно, а что нет. Материал может быть скромным, но сочетание тонкого мастерства и драгоценных камней возвышает его статус до роскоши.

Bulgari занимается этим с 1980-х годов, когда в коллекции Tubogas были объединены золото и бриллианты со сталью. «Мы были первыми, кто использовал бриллианты и сталь вместе, – говорит Lucia Silvestri, креативный директор Bulgari. – Использование различных материалов является частью нашей ДНК. Мы экспериментировали с керамикой в 1990-х годах, а позже с титаном и цирконием».

Цирконий недавно появился в коллекции Cinemagia. Глянцевый серо-белый металл по своим химическим и физическим свойствам схож с титаном. В Cinemagia ювелиры Bulgari использовали его в чокере и браслете. «Мы много экспериментируем и любим находить новые металлы, новые камни, новые материалы», – говорит Silvestri.

Немецкий ювелирный дом Hemmerle также имеет репутацию экспериментатора. Еще в 1995 году Stefan Hemmerle, который ведет бизнес со своей семьей, бросил вызов традициям, установив бриллиант в железе (хотя берлинское железо было популярно в Пруссии в начале 19 века). В 2016 году его сын Кристиан представил коллекцию ювелирных изделий, в которых сочетались бриллианты и анодированный алюминий.

Изменение цвета: титан и алюминий

Титан уже несколько лет является частью ювелирного словаря. Его прочность, легкость и способность изменять цвет при нагревании покорили покупателей.

Ювелир Синди Чао использует титан в своих крупных выразительных изделиях именно по этой причине, а также благодаря его легкости. Впервые она использовала алюминий в своем новом шедевре Black Label Masterpiece Butterfly, потому что красный цвет анодированного металла был более насыщенным, чем мог достичь титан. Она установила четыре бирманских рубина в красный алюминий, а бриллианты и сапфиры – в синий титан.

Тяжелая работа: углеродное волокно и фарфор

Проектирование с использованием необычных материалов связано с трудностями. С титаном трудно работать. Как и с углеродным волокном, по словам Fabio Salini, который начал использовать его в качестве альтернативы эбеновому дереву. Ему давно нравился драматический контраст между темнотой эбенового дерева и блеском бриллиантов и цветных камней. Черное дерево твердое, но хрупкое, в то время как углерод прочный.

Тем не менее, углеродное волокно позволяет создавать гораздо более легкие, прочные и детализированные изделия. В начале Salini вспоминает: «Раньше я полировал его до матовой отделки, очень похожей на эбеновое дерево. Только через годы, становясь более уверенным в этом материале, я открыл – а затем решил и обогатить – его прекрасную и интригующую шелковистую металлическую текстуру».

Фарфор, обычно предназначенный для чайных сервизов и статуэток, является еще одним сложным материалом из-за его хрупкости. Мастера Bulgari использовали фарфор в своей коллекции Chandra в 1994 г., но в основном он отсутствовал в ювелирных изделиях, пока эксперименты Wallace Chan не позволили получить фарфор, который был в пять раз тверже стали. Этот прочный материал был представлен примерно в 20 дизайнах, последний раз в ожерелье и брошке, которые дизайнер представил на выставке TEFAF в Маастрихте.

Секретный рецепт и две изготовленные на заказ немецкие печи, которые нагревают до 3000 градусов по Фаренгейту, производят прочный фарфор, но это еще не все. «Материал должен быть многократно вырезан и обожжен, прежде чем он превратится в идеальную форму, – говорит Chan. – Существует усадка в процессе обжига, поэтому каждый шаг должен тщательно контролироваться, чтобы элементы из фарфора соответствовали другим частям изделия (например, драгоценным камням или титану)».

Силы природы: стекло и дерево

Можно представить, что стекло так же уязвимо, как и фарфор, но Beau Han Xu, который изучал стеклодувное дело в Лондонском Королевском колледже искусств, работал с ремесленниками, чтобы сделать что-то более прочное, смелое и далекое от обычного. «Я изобрел новые ингредиенты, чтобы добавить их к существующему составу, и это делает кристалл более прочным, а также повышает его чистоту, – объясняет Xu. – Я также добавил различные ингредиенты, чтобы изменить цветовой тон кристалла. В результате получается легкий, гладкий и блестящий материал».

Он дебютировал с коллекцией Splash в 2016 году. Используя свободные формы, созданные в студиях стеклодувов в Лондоне и Штутгарте, колье, браслеты и серьги коллекции повторяют брызги замершей во времени воды. Это динамичный процесс: в определенный момент изготовления он наливает в стекло бриллианты и запатентованную жидкость, которая затем запечатывается, чтобы бриллианты попали внутрь стекла.

Дерево – материал, из которого наши предки делали украшения. Сегодня Taffin и Silvia Furmanovich используют тонкий шпон для оправы драгоценных камней. Этой осенью Silvia Furmanovich добавляет в свой репертуар еще один природный материал – бамбук. «Я влюбилась в бамбук, но работать с ним очень сложно, – признается она. – В Японии я познакомилась с мастерами, которые из поколения в поколение осваивали это мастерство».

Это мастерство – особенность жителей Беппу на острове Кюсю, и она сотрудничала с мастерами этой местности в работе над серией ювелирных изделий, в которых бамбук сочетается с 18-каратным золотом, драгоценными камнями и бриллиантами. «Бамбук уникален своей упругостью, гибкостью, прочностью и стойкостью», – говорит она.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: http://jewelryconnoisseur.net/alternative-materials