Эксклюзивные ювелирные изделия, или, как их иначе называют, выдающиеся драгоценности часто продаются на крупнейших аукционах.        Аукцион – это международный рынок драгоценностей. Самые серьезные продажи осуществляются в Нью-Йорке, Лондоне, Женеве.

На языке аукционов драгоценности наивысшего достоинства называются «величественными». Драгоценности  немного меньшего достоинства   обозначаются  как «весьма значимые»  и «превосходные».

Драгоценности более низкой категории характеризуются словом «античные» (это означает 19 век и ранее). С начала  80-х годов двадцатого века  на аукционах начали продавать новые ювелирные работы и драгоценные камни, искусственно выращенный морской жемчуг от производителей.

Крупнейшими в мире аукционными домами признаны «Сотби» и «Кристи». Изучая их каталоги, можно получить представление  о предложении   выдающихся украшений и редких драгоценных камней. Подписываясь на каталоги, состоятельные покупатели имеют возможность  заранее узнать стартовые цены. Покупатели могут участвовать в торгах многими способами. Чаще всего они лично присутствуют в зале, имея свой аукционный номер. Можно участвовать и по телефону. Что удивительно, многие из самых крупных покупок  именно так и были сделаны.

«Сотби» устраивает четыре главных аукциона каждый год — в октябре, декабре, апреле и июне. На каждом аукционе на продажу выставляются предметы античной культуры и истории, выдающиеся бриллианты и другие драгоценные камни, фамильные драгоценности, предлагается множество камней с широким диапазоном цен.

У аукциона «Кристи» имеются свои особенности специализации.

Камни различного типа продаются в разных центрах торговли. Лондон, например, считается центром торговли старинными драгоценностями; в Нью-Йорке имеется специализация на торговле драгоценностями авторской работы большой ценности;  в Гон — конге лучше всего на торгах продается нефрит. Женева остается главным международным центром торговли драгоценностями благодаря льготному налоговому законодательству и сверхконфиденциальности швейцарской банковской системы. На сегодня наивысшие цены на значимые драгоценности зафиксированы в Женеве, Лондоне, Нью-Йорке.

Драгоценности попадают на аукцион согласно воле их владельцев, которые согласовывают цены с экспертами аукционного дома. Они договариваются, ниже какой цены данный предмет не может быть продан. Эта цена должна быть достаточно разумной, чтобы обеспечивалась эффективность продажи и сводился к минимуму риск «повисания», означающего на аукционном языке отсутствие интереса покупателей.

 Безусловно, существует определенное ограниченное количество по -настоящему значимых драгоценных камней, и серьезные частные покупатели, а также дилеры следят за их  перемещениями из коллекции в коллекцию.

Налицо жесткая конкуренция среди аукционных домов за право выставить на торги знаменитые предметы. Месяцами ведутся переговоры  с адвокатами хозяев товара, беседы с клиентами. Если  качество продаваемого предмета надежно подкрепляется легальным источником происхождения (запись о предыдущем владельце), результатом может стать коммерческий ажиотаж.

Драгоценности, сданные на торги в одном месте, могут быть доставлены на аукцион в другое место, где намечена распродажа сходных по типу предметов и где, по оценке специалистов аукционного дома, цена может быть наивысшей. Взятый на продажу предмет ставится на ближайший по графику аукцион, чтобы свести к минимуму задержку в продвижении контракта.

Для того чтобы успешно и со знанием дела участвовать в аукционе, необходимо проделать большую работу: как следует рассмотреть и тщательно исследовать выставляемые на торги предметы. В каждом аукционном каталоге независимо от того, насколько эффектными представляются предлагаемые предметы, содержится предупреждение, что лоты продаются «в том состоянии, в каком они есть». Потенциальные покупатели могут пригласить консультантов и экспертов по драгоценностям на предшествующие торгам демонстрации.

Аукционные дома в последнее время начали выпускать каталоги с цветными фотографиями и с сопроводительной технической и исторической документацией, и также с расчетами стартовой цены. На каждое изделие дается исчерпывающая информация, например  краткая биография дизайнера либо краткий обзор истории ювелирного дома.

Помимо этого на значительные камни имеются сертификаты, выданные авторитетными геммологическими  лабораториями. Аукционный дом «Сотби» включает в график работы специальные презентации, выпуск публикаций, брошюр, вестников, организацию частных и публичных экспозиций. Аукционный дом «Кристи» перед аукционами выпускает самые подробные иллюстрированные каталоги. Объекты торгов сопровождаются вступительными заметками, отзывами специалистов, биографиями их владельцев и изготовителей. Все это превращает рекламные брошюры в исторические документы.

Ценность ювелирных украшений возрастает, если они ассоциируются с какими-либо историческими событиями или личностями.

20 октября 1992 года в Нью-Йорке на аукционе «Сотби» было выставлено 100 предметов из коллекции Эдни Уинстон, жены легендарного американского ювелира Гарри Уинстона. За 45 — летнее супружество она получила от мужа в подарок экстраординарные изделия, главным образом фамильного производства, а также изделия в стиле «ар деко».

17 ноября 1992 года в Женеве поступила в продажу коллекция королевского дома Баварии. Выставлялось 150 изделий  18-20 веков. Они оценивались в 13,7 миллиона долларов. Одно из самых ценных изделий – корону императрицы Евгении   приобрело за 620 тысяч долларов Общество друзей Лувра.

В Нью-Йорке  на аукционе «Кристи»  регулярно выставляются  изделия американского ювелирного искусства. Выделялся браслет из платины с бриллиантами с центральным изумрудом массой 37,4 карата, обработанным в форме кабошона. Первоначально браслет принадлежал кинозвезде Марлен Дитрих.

Уникальные ювелирные украшения из коллекции оперной звезды Марии Каллас были выставлены на аукционе «Сотби».  Вся коллекция  ушла к покупателям за 1 миллион 870 тысяч долларов, что почти втрое превысило ожидания организаторов аукциона. На торгах было выставлено  11 изделий. Самый дорогой лот коллекции составило платиновое кольцо с ярко-синим бриллиантом весом в 11, 71 карата. Это кольцо было продано за 340 тысяч долларов. Мария Калласс  была не только самым известным сопрано 20  века, но и страстным коллекционером украшений, большую часть которых подарил ей супруг — Джованни Батиста Менегини  в 50-х годах  прошлого века.  1950-е годы стали для певицы  «золотым временем»:  к ней пришла мировая известность,  она стала выступать в знаменитом театре «Ла Скала»  в Милане. После разрыва с Менегини у певицы был бурный роман с миллиардером Аристотелем Онассисом. Девятилетний роман закончился после того, как тот женился на вдове президента США Джона Кеннеди. Тогда же Мария Каллас начала терять голос и на сцену уже не вернулась. Легенда оперной сцены скончалась в  Париже в 1977 году в возрасте 54 лет. Многие украшения Марии Каллас  приобретали мировую известность,  после того  как прима появлялась в них на публике, а также оставалась запечетленной  на фотографиях.    

Операции с уникальными бриллиантами, как правило, принадлежавшими ранее представителям королевских фамилий, голливудским звездам и другим знаменитым людям, собирают клиентов из многих стран мира — США, Англии, Бельгии, Швейцарии, Японии.    Самыми известными брокерами и перекупщиками уникальных бриллиантов считаются арабские шейхи. Известно, что большинство уникальных бриллиантов приобретается по заказу султана Брунея и многочисленных принцев Саудовской династии.